li_kep (li_kep) wrote,
li_kep
li_kep

Categories:

Чтение.

   Меня научили читать  рано, в 5 лет я уже  бегло читала.  До этого надоедала всем с просьбами почитать и решили, что надо побыстрее перевести меня на самообслуживание, тем более, что появился младший брат и все сопряжённые с младенцем хлопоты. Сначала, к большой моей радости-гордости, купили собственный букварь,дали в пользование и отвечали на возникающие вопросы. Давить не давили. Когда выяснилось, что слова складываются, мама подарила большую книгу, с большим шрифтом - это была книга А.Введенского "О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке." Рисунки Н. Кнорринг, "Детская литература", 1956 год.( Вот здесь она приведена практически полностью http://shaltay0boltay.livejournal.com/436834.html )

Я до сих пор её помню - это певая моя книга из разряда много раз перечитываемых. Но читать сама я её никак не хотела  и по прежнему канючила и просила  всех почитать. Тогда она прочла мне несколько  страниц, убедилась, что крючок интереса я заглотнула (интерес подогревался ещё тем, что книга была про девочку-ровесницу, у которой тоже были какие-то похождения у моря, и собака, и кошка), и запретила домашним мне читать. Несколько дней я тщетно рассматривала рисунки, подкатывалась к сестре, отцу и деду когда мама не видела, немножко даже повыла в уголке, а потом села и прочла несколько первых слов из которых сложилась вполне понятная фраза. Это открытие было огромно!!! Я просто возопила от радости!!! В поощрение мне была прочитана ещё страничка. И пошло-поехало. Все приходящие к нам в дом, прежде чем вымолвить что-нибудь, были вынуждены убедиться в том, что я уже читаю!!!

   Годам к 6 выяснилось, что все детские книги  дома прочитаны , в библиотеку меня ещё не записывают (не хожу в школу). Мама обязала старшую сестру брать в библиотеке одну (из трёх разрешенных) книгу для меня. Таким образом я попала в зависимость. Пока родители постоянно жили дома , было ещё ничего. Но наступили трудные времена:квартиры в городе ещё не было и родители приезжали домой раз в неделю. За книгу я мыла посуду вместо сестры, подметала, а иногда мыла даже и пол.))) Через некоторое время это всё-таки выяснилось, мама взяла меня за руку привела в библиотеку и попросила записать под свою ответственность.Некоторая зависимость всё-таки осталась ( ходить туда можно было только вдвоём и иногда сестра попугивала меня тем, что скажет билиотекарю чтобы она меня вычеркнула))), но я вздохнула свободней.
      Параллельно я почитывала и взрослые книжки. "Молодую гвардию","Анну Каренину",  Макаренко (в части приводимых примеров про случаи с детьми) и прочие книги к школе я уже "прочла". При этом пропускалось все "малоинтересное":участие взрослых в этой детской организации  в "Молодой гвардии", философские рассуждения и описанте природы у Льва Николаевича. Прочитывалось только действие и вообще чтение превратилось в занимательное занятие по складыванию слов из букв и получению  сумасшедшего количества информации совершенно не нужного маленькому ребёнку. И только школа несколько прекратила этот неконтролируемый процесс. Но всё равно, уже и в старших классах я читала много и (что самое обидное) без системы, в ущерб учёбе. Родители насколько могли пытались направить это в нормальное русло. В классе  пятом мама, отвечая на вопрос анкеты "Как вы приучаете детей к чтению?", написала:"Я не знаю как их отучить". Чего стоило только моё чтение во время домашних занятий музыкой: я ставила книгу или журнал ("Юность"!!!) под ноты и бесконечно играла во время чтения что-то, что было уже в пальцах. Книги, которые мама прятала от нас (стиральная машина,дальние углы шкафа, матрац) мы находили почти безошибочно.
     Только в институте (под влиянием более развитых в этом плане знакомых) эта страсть влилась в какое-то приемлемое русло.   
  
Иногда я сама выбираю себе собеседника.

Не ищу я при этом кроме Бога посредника.

Подхожу к полке книжной и тихо снимаю

Собеседника нового. В нём понимаю

Я столько, насколько накипевшая прежняя жизнь моя

Сможет эхом навстречу ему отозваться .

Ну а дальше идёт разговор наш, пока оторваться

От него я смогу. Если ж отзвука нет – отложу,

И попозже могу я к нему возвратиться.

Он не может уже, ну а я ведь могу измениться

И понять его вновь так, как прежде душа не лежала,

Что-то допережить, доувидеть чего не хватало

Мне в нём. Может быть, в этот раз он покажет мне

Истинный путь, даст рукой уцепиться за стремя.

И тогда перестанут упрямиться и пространство, и время.

Он ведь старше меня и, должно быть, сильнее и зорче,

Он писал своё слово и хотел уберечь нас от порчи

Духа, прорезать понимание в нас и вокруг происшедшего,

                                                                                    происходящего.

Снова к полке иду, разговора хочу настоящего.





А как этот процесс проходил у вас?

Tags: чтение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments