?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Канал Москва-Волга ч.2

                                                 Геннадий Лакомкин

dubna

    Вначале 80-х годов случай вывел меня на моих дальних родственников. Это были двоюродные братья и сестры моего деда. Отношения с ними поддерживала только бабушка, одного из братьев я видела несколько раз в гостях у неё. В поисках своего потерявшегося двоюродного брата, я однажды позвонила в дверь их квартиры в подмосковной Малаховке. За столом сидело человек пять или шесть очень прилично одетых пожилых людей. Кроме хозяев там были и гости. Я перезнакомилась со всеми и, дав обещание: обязательно сообщить о результатах своих поисков и в дальнейшем зайти в гости, убежала. Потом я бывала у них несколько раз, но настоящее знакомство свела уже позже с младшей из них Натальей Григорьевной. После смерти старших она осталась одна, и я иногда наезжала к ней.

    Грянула перестройка. Она, проснувшийся во мне интерес к истории семьи и желание Натальи Григорьевны поделиться сделали своё дело. Наталья Григорьевна с большим интересом наблюдала за событиями, происходящими в стране, читала «Огоньки», смотрела телевизор и очень хотела узнать «чем же всё это кончится?».

    Об истории этой ветви семьи Поповых, если получится, я расскажу позже. А сейчас рассказ о её женихе: Геннадии Лакомкине, как продолжение темы о строителях канала Москва-Волга.

    С ним она познакомилась в Ленинграде, куда братья и сёстры вынуждены были уехать после революции. До неё они жили в Сотниковске Ставропольского края. Первым уехал брат Петя. Он окончил электротехникум, работал на «Электросиле», имел какое-то отношение к отцу Аллилуевой (дословно записано: « Петя был у отца Аллилуевой»; расспросить подробнее ума не хватило. Из Википедии известно, что Аллилуев работал в области электрификации, строил Шатурскую ГЭС, работал в «Ленэнерго». Наверное контакты были профессиональные). К нему потихоньку перебрались остальные братья и сестры. Наталья Григорьевна, умевшая печатать, работала в Леноблпрофсоюзе. Жили недалеко от старообрядческого храма в доме, где было много старообрядцев. Сами они тоже были из старообрядческой семьи. Генаадий Лакомкин был другом брата, сыном священника, кончал гидротехнический институт. В мае 1932 года они должны были пожениться.

    Как рассказывала Наталья Григорьевна, они решили почитать Библию. Образовался молодёжный кружок, собирались и читали. И, как часто бывало в те времена, кто-то донёс. Взяли их в апреле. Когда везли в воронке, не верили, что за такое могут посадить. Девчонки спросили у парня-охранника куда везут. Он ответил: «В Кресты». Они посмеялись, мол хоть узнаем где они находятся.

    Судили, дали парням по пять лет, а девочкам по три года. В вину всем поставили участие в контрреволюционной организации имени протопопа Аввакума. Петю и Геннадия отправили в Пермь, а Наталью Григорьевну на Вышеру. Её спасло умение вести делопроизводство: взяли в «шарашку». Упоминала фамилии Холина, Журина (светлая голова). Говорила, что насмотрелась там на «пеллагриков» (её выражение). Это были люди, которых везли с голодающей Украины эшелонами, и которые были настолько истощёнными, что очень быстро умирали.

    Отсидела она свой срок и поехала в г.Дмитров, поближе к Геннадию, которого перевели на строительство канала Москва-Волга. Были трудности с переездом, так как Наталье Григорьевне не разрешалось жить ближе, чем 100 км к Москве. Помог кто-то из бывших начальников, тоже переведённых на это строительство (предположительно Шлегель). Поселились (к ней присоединились сестра с братом) на Костинской улице.

    Иногда удавалось видеться с Геннадием. Он к этому времени, благодаря своему незаконченному гидротехническому образованию, стал прорабом участка на строительстве плотины. Планы были радужные. Всех, кто участвовал в строительстве канала, по окончанию его обещали выпустить на свободу. Геннадию было разрешено свободное перемещение в пределах какой-то зоны и им удалось даже вместе отпраздновать Новый год. На память об этом Геннадий подарил ей чайную ложку с надписью, которую я видела у Натальи Григорьевны. Но, к сожалению, их планам не было суждено осуществиться. Она связывала это с приходом Ежова. По окончании строительства Геннадия отправили на Колыму. И через некоторое время он прислал им письмо, в котором написал, что, скорее всего, им уже не встретиться и попрощался. Наталья Григорьевна долго ждала его, но даже переписываться им не удавалось.

    Когда она умерла и её отпевали заочно в храме в Рогожской слободе в Москве, родные сказали там, что она была невестой Геннадия Лакомкина. Выяснилось, что его отец последние годы с 1943 провёл как раз в Рогожской слободе. Я заинтересовалась, съездила туда. Хотела узнать об этой истории побольше, найти его фотографию. В тот приезд мне это сделать не удалось. Но я узнала другое: оказывается отец Геннадия – Григорий Иванович Лакомкин, выдающийся архипастырь старообрядческой церкви ХХ века епископ Геронтий, организатор известной стрельниковской школы пения (крюковое пение, знаменный и демественный распев). Прочесть о нём и школе можно здесь: http://rpsc2009.nichost.ru/index.php?id=435 , http://sobory.ru/article/?object=03085 , http://rpsc-spb.ru/2010-05-19-13-23-25/2010-05-19-14-35-43?showall=1 . В 2007 году он причислен к лику местночтимых святых Санкт-Петербургской и Тверской епархии.
                                                 

                                                            tiff5240
                  Фотография взята из старообрядческого церковного календаря за 2008 год.
    А на сайте http://kostromka.ru/kostroma/land/04/lakomkin/315.php опубликованы воспоминания самого епископа Геронтия (написаны от третьего лица?), в которых я нашла следующую информацию о сыне: «Немало заботы было у Владыки Геронтия о сыне, который всё время был в воспитании неопределенном. Младший сын Анатолий через три месяца после смерти матери помер. Остался один сын Геннадий, трёх лет. Его воспитывала просвирня — хозяйка квартиры, где жил о. Григорий — Павла Осиповна Егина, очень религиозная вдовица, впоследствии была инокиня-схимница Поликсения; а потом сына воспитывала старая дева Матрёна Алексеевна Баланина, впоследствии — инокиня Минодора. Когда мальчику Геннадию было пять лет, он уже читал сам повседневную полунощницу и повечерницу. Шести лет он определён был отцом во вновь устроенное своё начальное училище, девяти лет — успешно окончил четырёхгодичный курс учения. Десяти лет отец отдал его в Московский старообрядческий институт. Сирота, мальчик Геннадий, вставал в 4 часа утра читать полунощницу и молиться в келии вместе с живущими подобающее иноческое келейное правило, а затем дома учился славянской грамоте. Понятия и способности у Геннадия были очень-очень хорошие. Несмотря на его малолетность, он учился очень хорошо, всегда на отлично.

Сирота Геннадий Григорьевич за всю его жизнь не имел материнской ласки, да и с отцом не всегда приходилось жить. Был тернистый ему путь жизни. Геннадий поступил в старообрядческий институт (это было в 1915 году), но через два года институт был закрыт. Отец перевёл его в Дурасово к крёстнице — дочери епископа Геннадия Марии. Там был он определён во вторую ступень учения. И там скоро было закрыто учение за то, что ученики самовольно написали две большие картины-иконы Исуса Христа и Божией Матери, повесив их в зале училища, где было много картин вождей народа. Они не позволяли учительницам снимать портреты (иконы) Спасителя и Богородицы.

Потом пришлось Геннадию окончить вторую ступень в г. Костроме и год в Ленинграде. По окончании успешно второй ступени он поступил в институт на физико-математический факультет. Учился первым и отличником. Но когда, через два года, узнали, что он сын епископа и что он выступал на диспуте в защиту бытия Божия и Христа, — его исключили и лишили голоса и прав. Куда идти и как быть дальше? Он и отец его недоумевали. Таковых было три-четыре юноши. Они, чтобы не быть безработными, трудились, где было возможно: чистили уборные, рыли канавы, строили забор кладбища, где они жили. Потом решили обучаться мастерству жестяных дел. Нашли мастера. Расстратили [деньги]: купили инструменты, сырьё-материал. А тут — налоги. Срочно пришлось всё ликвидировать. Пришлось ему поступить в чернорабочие, рыть землю, перетаскивать брёвна и т.п. Но Бог особо милостив — оказал особое чудо. Десятнику, у которого их было до 15 человек, нужно было сосчитать на одном большом доме, подлежащем ремонту: сколько на крыше листов железа. Геннадий из всех согласился это сделать, и, как хороший математик, он быстро всё высчитал и дал письменные сведения, сколько нужно железа на крышу, на желоба, на трубы. Десятник был удивлён, а когда узнал о его образовании — представил на право голоса и зачислил старшим рабочим, а потом десятником. Как особо отличившегося работника, от имени «Ленинстроя» его приняли в техникум. Пришлось ему 8 часов работать и 6 часов — учиться. В то же время он сам обучал и других — по пению и церковнославянскому чтению. Был любитель пения и организатор и руководитель братства имени протопопа Аввакума, в братстве их было около ста человек. Выступал с докладами. Имел особые способности ораторства. В 1925 году был уполномочен от братства на Освященный Собор, где на него было обращено особое внимание, когда он говорил речь о воспитании молодёжи и спасении её. Все соборяне были тронуты до слёз; ему и его отцу были особые благодарности.

В 1932 г. был арестован вместе с отцом. Когда был в лагерях — 10 лет, он часто писал отцу, утешая его, что они страдают за правую веру. Ежемесячно отцу посылал посылки из своих средств. Он работал прорабом и был осчастливлен изучить другие квалификации. Кончил техникум по фабричному и заводскому строительству, в лагерях дополнил знания гражданских построек. Около ст. Талдом построил райгородок, строил шлюзы (Москва–Волга), а потом переброшен был на Николо-Уссурийскую железную дорогу, там строил вокзалы. Все десять лет был стахановцем. За религию получил ещё 10 лет без права переписки. Ленинградцы все его знают, и старообрядцы неописуемо его любили за его энергию, преданность Церкви и христианское образцовое поведение.

На четырнадцатом году страдания в лагерях помер от голода — 12 августа 1945 года. Вечная и добрая память ему!».

       Вот ещё информация с  http://rpsc-spb.ru/spb-tver-eparhia-rpsc/2010-05-12-11-28-38/2010-05-27-09-22-11:
"Поистине «варфоломеевская ночь» ожидала питерских старообрядцев после службы «Марьино стояние» 13 апреля 1932 года. В эту адскую ночь питерским НКВД была «блестяще» проведена крупная операция по борьбе с контрреволюцией - было арестовано более 160 человек старообрядцев: все священнослужители, все певцы и постоянные прихожане Громовского и других храмов, включая даже подростков. Арестован был и владыка Геронтий. Многие получили по 10 лет лагерей, кому-то «дали» меньше. А кому-то – как, например, сыну еп. Геронтия – 23-летнему Геннадию Лакомкину, активисту Братства, – после отбытия им 10-летнего срока, в 1942 году, срок был удвоен! А на два десятилетия «отдыха» в сталинских лагерях даже молодого здоровья не хватило, и он – как и многие из репрессированных – так и не вернулся из заключения, сгинув в коммунистических застенках."

Как видно из вышеприведённых текстов информация разнится по фактам, но едина в одном: Погиб умный, талантливый, честный, красивый человек. Во всяком случае Наталья Григорьевна вспоминала его таким.

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
irin_v
Jan. 22nd, 2014 09:16 am (UTC)
Светлая память мученикам.
li_kep
Jan. 22nd, 2014 09:52 am (UTC)
Спасибо Вам.
peter314
Apr. 8th, 2015 08:55 am (UTC)
Перехватывает горло.
Каждый раз, когда читаю такие истории. А сколько безымянных судеб и трагедий.
Коллега рассказывал, как шёл ребёнком, по мосту, с матерью, а внизу заключённые копали тот самый канал. А он ел булку и кто- то снизу попросил дать хлеб. И он бросил ему булку. Охранники кинулись к заключённому и отобрали, раскрошив на мелкие куски. Мама схватила ребёнка и убежала, пока её не схватили.
li_kep
Apr. 8th, 2015 10:42 am (UTC)
Re: Перехватывает горло.
Меня поразила эта история. Я узнала о ней уже взрослой. Единственное, что можно:просто не забыть их.
Там постом раньше про папиного дядьку. Аналогичная история.
А я очень долго жила рядом, совершенно не зная об всём этом.
peter314
Apr. 8th, 2015 06:59 pm (UTC)
Родители берегли детей.
Я узнал всё, уже взрослым.
ms_lon
Nov. 16th, 2016 06:33 am (UTC)
Да... Светлая память.
Раиса Павловна Кучуганова читала нам письма старобрядцев, высланных в нарымские болота. Они ведь даже не сопротивлялись.Ведь по их вере любая власть - от Бога. Оставшихся, не важно, стариков, женщин или детей, ночью вытаскивали, кого в подводы, кого пешком, гнали, везли в эти болота. А там даже негде было жить, а ведь была осень. Много-много народу умерло в первые месяцы. Потом как-то приспособились, понастроили землянок. Но выселяли их туда именно с целью уморить - голодом, холодом, болезнями.
li_kep
Nov. 16th, 2016 08:38 am (UTC)
Спасибо.
Да, история тяжёлая.
( 7 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Jamison Wieser